Ведущая роль в деле освоения природных ресурсов Российского Севера и Арктики отводится флоту, который используется не только при перевозке грузов, но и по широкому спектру других работ.
Уже несколько лет деятельность человека в полярных районах планеты регулируется требованиями Международного Полярного кодекса (далее – МПК), который разработала и приняла Международная морская организация – IМО.
В МПК предусмотрены требования в отношении комплектования и подготовки экипажей судов для работы в полярных водах. Большая роль при этом отводится подготовке судоводителей. Предусмотрены два вида подготовки экипажей всех типов судов при их эксплуатации в полярных водах: базовая подготовка для капитанов, старпомов и комсостава, несущих ходовую вахту, и усовершенствованная подготовка для капитанов и старпомов.
В газете «Морские вести России» (2024, №2) в рубрике «Безопасность мореплавания» опубликована статья «Подготовка судоводителей по Полярному кодексу». В ней изложены требования к подготовке экипажей всех видов судов при их эксплуатации в полярных водах. Также в материале идет речь об особом тренажёре, которому предложено дать название «Ледовый тренажер». Специалистами проанализированы сильные и слабые стороны аппарата, приведены комментарии участников тестирования тренажера. Например, рекомендовано минимальное обязательное количество моделей судов (не менее пяти)
1. Ледокол с винторулевыми колонками
2. Танкер-газовоз с азимутальными движетелями
3. Танкер с классическим ВРК
4. Сухогруз
5. Ледокольный портовый буксир.
Профессионалы предлагают, чтобы новый тренажёр имел модели грузов в полном грузу и в балласте. Должна быть предусмотрена возможность смены ледового класса у моделей используемых собственных судов.
В настоящее время России нет равных по масштабам и опыту освоения полярных морей. Она располагает целым флотом грузовых и вспомогательных судов высокого ледового класса, на которых работают уникальные специалисты.
Подробные сведения в статье
Подготовка судоводителей по Полярному кодексу// Морские вести России. – 2024. - №2. – с. 12-13
Газета находится в читальном зале НТБ БГАРФ (ауд. 132)