Аналитико-синтетическая переработка как новая форма перезагрузки информации

Аналитико-синтетическая переработка как новая форма перезагрузки информации

Поток различного рода информации в современном мире значительно вырос. Коснулось это и научных данных и сведений. Но возникает вопрос: как не «утонуть» в обилии статей, монографий, учебников и т.д. и найти нужное? Помощник - инструменты, с которыми знакомят на занятиях по информационно-библиографической компетенции. Проблему поиска оперативной достоверной информации способна решить так называемая аналитико-синтетическая переработка информации, или АСПИ.

Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ) – это преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, а также оценка, сопоставление и обобщение. Несмотря на то, что такое понятие как АСПИ знакомо не многим, на самом деле с её результатами в учебной и научной деятельности курсанты и преподаватели сталкиваются практически постоянно.

Так, если объектом АСПИ являются, условно говоря, «первичные» источники информации (статьи, монографии и т.д.), то результатом переработки являются «вторичные» документы: индексы, библиографические описания документов, аннотации, рефераты и др. В данной статье попытаемся кратко рассказать о некоторых из них.

I. Индексирование

Начнем с такого знакомого, но не до конца понятного всем термина, как индексирование. Индексирование - это выражение содержания и формы документов и запросов в терминах информационно-поискового языка (ИПЯ). Сложно? Упростим. Для того, чтобы выразить суть любого документа «сжато» необходимо использование специального языка, называемого ИПЯ. Этот язык помогает вычленять основную информацию из текста. Индексы присваивают работам курсантов и преподавателей. Важно правильно для определения индекса выбрать ключевые слова.

Ключевые слова являются, по сути, набором слов, отражающих содержание текста. Именно они акцентируют внимание на том, о чем же будет говориться в работе. При этом существуют определенные правила их составления, которые необходимо соблюдать чтобы документ нашелся по поисковому запросу среди множества других.

Правила составления ключевых слов довольно просты:

- КС приводятся во множественном числе, за исключением слов, используемых только в единственном числе;

- КС приводятся в именительном падеже, однако в устойчивом словосочетании возможно применение любого падежа;

- в случае неоднозначности термина, используемого в КС, необходимо использовать указание на область знаний (релятор).

Простой пример: слово «стабилизатор» можно использовать в различных областях научных знаний, поэтому с помощью реляторов его можно уточнить. Таким образом, получатся «стабилизатор (химия)», «стабилизатор (электротехника)» и т.д.

- если вы хотите указать в КС общеупотребительные термины, то обязательно указывайте их только в сочетании с, другими словами. В противном случае у вас будет просто общий текст: обо всем и ни о чем.

II. Аннотирование документа

Пожалуй, второй по значимости при АСПИ процесс, знакомый многим. Аннотирование документа – это краткая характеристика материала с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья или научная работа в сравнении с другими родственными по тематике и целевому назначению. Аннотации помогают читателям быстрее ориентироваться при поиске нужной именно для них информации.

III. Реферирование документа

Цель реферирования - сокращение физического объема документа при сохранении его основного смысла. Некоторые часто не видят разницы между рефератом и аннотацией. Однако отличить их друг от друга на самом деле несложно:

- если аннотация отвечает на вопрос о том, что сообщается в документе, то в реферате идет уже конкретика, т.е. указывается что именно сообщается;

- ключевым свойством аннотации является рекомендательность, т.е. аннотация дает понять, заслуживает ли материал чтения, в то время как ключевым свойством реферата является информативность, т.е. способность сжато передать не только то, о чем идет речь в тексте научной работы, но и передать вкратце конкретику.

IV. Обзор документа

Пожалуй, наиболее необычным для большинства студентов является такой результат АСПИ, как обзор документа. Многие изначально думают, что между обзором и рефератом нет разницы, однако такая позиция в корне неверная.

Обзор - это результат аналитико-синтетической переработки ряда документов по определенному вопросу (проблеме, направлению), содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения.

Обзор может представлять собой отдельный документ, но может быть и частью другого документа: диссертации, монографии, статьи, курсовой или дипломной работы, отчета о научно-исследовательской работе и др.

Таким образом, обзор освещает не какую-то конкретную работу, а какую-то конкретную тему. Обзор дает ответы на следующие вопросы:

А) Почему выбрана эта тема?

Б) Чем она интересна сегодня?

В) Почему ее надо разрабатывать дальше?

В обзоре описывается, что было сделано по изучаемой теме к моменту проведения исследования, какое место занимает данное исследование в системе знаний и какова причина необходимости проведения исследования.

Обзоры пишутся крайне редко, однако если вам все же придется принять участие в их написании, хотим поделиться несколькими советами:

1. Возьмите за основу хронологический принцип и стройте ознакомление с историей вопроса в временном порядке.

Описывайте, какие взгляды на проблему, изучаемую вами, существовали, как они эволюционировали. Назовите основных представителей научной мысли, которые работали над этим вопросом, чего они добились в своих исследованиях, рассуждениях.

2. Проанализировав работы предшественников, напишите, какие из вопросов остались не рассмотренными. Обязательно укажите причины, по которым авторы не рассмотрели ту или иную сторону вопроса. Таким образом, вы сможете определить место своих изысканий внутри этого вопроса;

3. Кратко опишите научные задачи, которые ставили перед собой исследователи, насколько им удалось или не удалось достигнуть желаемых результатов.

 Специалисты научно-технической библиотеки НТБ БГАРФ готовы помочь своим читателям уверенно ориентироваться в потоке информации и обрабатывать ее в зависимости от целей и задач.

 V. Список источников

1. Зупарова Л. Б. АСОД или АСПИ? Что стоит за переименованием курса? // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования, бизнеса: материалы междунар. конф. «Крым». [Электрон, ресурс]. - Москва: ГПНТБ России, 2005.

2. Зупарова Л. Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учеб. / Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева, под ред. Ю. Н. Столярова. - Москва: ФАИР, 2008. - 400 с. (Специальный издательский проект для библиотек).

3. Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 5. Природа и сущность информации // Науч. и техн. б-ки. -2011. -№ 2. - С. 5-27.

4. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие. -С.-Петербург: Профессия, 2006.

5. Национальный библиотечно-информационный фонд страны: новые рубежи / Ю. А. Гриханов, А. А Джиго, Е. Ю. Елисина, Н. 3. Стародубова, Л. М. Толчинская // Библиотековедение. -2011. -№ 1. - С. 14-21.

6. Блюменау Д. И. Информационный анализ / синтез для формирования вторичных документов: учеб. -метод, пособие. - С.-Петербург: Профессия, 2002.

7. Семенов А. А. Современные информационные технологии и перевод. - Москва: Академия,

2008.

Возврат к списку

Поиск по сайту