Морское образование: возвращение на круги своя

Морское образование: возвращение на круги своя

В читальный зал библиотеки поступил свежий номер газеты «Морские вести России». Одна из статей издания посвящена сфере высшего образования. Ее название «Морское образование: возвращение на круги своя». Цель публикации - опираясь на опыт предыдущих лет в сфере высшего образования СССР, показать, что очередная реформа в сфере морского образования чревата новыми казусами. В статье отражено мнение тех, кто обучался по советской системе, кто состоялся в профессии. На примере только одного выпуска показан весь потенциал тех, кто прошел школу морского обучения во всей совокупности учебного процесса, способствующего становлению личности.

Авторы статьи Николай Григорьев, профессор кафедры техсредств судовождения имени профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова; Владимир Кудряшов, капитан, доцент кафедры маневрирования и управления судном ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова; Михаил Наконечный, капитан, преподаватель УТЦ «МАРСТАР». Они считают, что современные миссии, системы образования отражают лишь интересы работодателя. В то время как воспитание и взращивание специалиста - это процесс формирования личности в первую очередь через профессию, которая способствует росту самосознания, выходящего за пределы материального состояния.

Подготовка судоводителей для морского флота СССР.

Первый курс

Учебный процесс

Авторы рассказывают, что на первом месте стояла подготовка специалистов. Система образования строилась на двух компетенциях – теория и практика, о чем писал академик А.Н. Крылов в статье «Теория и практика»: «Оба слова греческие, по-русски ближе всего, не вполне переводимы словами: «обсуждение» и «действие». С первого курса начиналась и практическая подготовка. Курсанты учились вязать маты, узлы, кранцы. Осваивали морскую терминологию. Теоретические занятия перемежались практикой.

Второй курс

На втором курсе продолжали изучать общеобразовательные дисциплины. Плавательную практику проходили индивидуально. Длилась она примерно три-четыре месяца. Во всех пароходствах выделялись места для практикантов. Так как практика приходилась на летний период, то для пароходств это было выгодно. Курсанты приходили на штатные должности матросов, чем способствовали предоставлению отпусков для рядовых членов экипажа. После первого курса курсанты сдавали экзамены на матроса второго класса. Главным образом на практику шли в пароходства Северо-Запада, именно туда и распределялись выпускники по окончанию училища. Таким образом, многие имели представление о месте своей будущей работы. Обмен информацией способствовал тому, что при распределении вопросы назначения происходили без эксцессов.

Третий курс  

Третий курс ознаменовывался тем, что заканчивались общеобразовательные дисциплины, и начали преподавать специальные дисциплины: навигация и лоция, астрономия, теория и устройство судна (статика и динамика), управление судном. Все, и это было очень важно, дисциплины сочетали в себе теорию и практику.

Характерно, что каждый курсант получал индивидуальную навигационную карту, на которой выполнялись прокладки. Задания проверялись путем наложения на карту кальки, выполненной преподавателем. Контроль был строгим. Невыполнение задания в срок каралось дополнительным заданием. Сдавали условные обозначения, нанесенные на карты. Особая роль отводилась «жучкам» – это когда графика показывала соотношения поправок магнитного компаса. Опять-таки, сроки должны были выполняться неукоснительно. То же самое было по астрономии.

На третьем курсе была еще военная стажировка, которая длилась месяц. За это время посещали дизельные подводные лодки, осваивая военную специальность – командир электронавигационной группы БЧ-1. Несомненно, что из этой стажировки извлекли определенную пользу. Следует отметить, что все пять с половиной лет пребывания в училище велись занятия по военно-морской подготовке. Там же на кораблях принимали воинскую присягу.

Четвертый курс

Четвертый курс ознаменован более глубоким изучением специальных дисциплин, умением пользоваться справочниками и таблицами. От курсантов требовали неукоснительного знания и умения отыскивать нужную информацию. Прокладки на картах стали носить более сложный характер. Помимо теории копился опыт. Все это пригодилось на плавательной практике, которая последовала после успешной сдачи экзаменов. Особенность плавательной практики после четвертого курса состояла в том, что это был и заочный семестр. Вообще-то предполагалось, что курсанты будут дублерами помощников, но чаще всего курсанты поступали на штатные должности матросов. На многих судах практикантов определяли на мостик в качестве вахтенных матросов. Практика - заочный семестр длились около полугода. С возвращением с практики предстояло сдать экзамены, но это уже был второй семестр пятого курса.     

Пятый и шестой курсы

На пятом курсе проходили медицинскую комиссию на предмет распределения на ВМФ. В те годы существовала практика - часть выпускников получали распределение на военно-морской флот. Предстояло отслужить положенные три года (в более ранние времена – 25 лет). В 1973 г. эта практика прекратилась, хотя были случаи призыва уже после распределения в пароходства.

По возвращению со стажировки предстояло защитить диплом и сдать выпускные экзамены. Темы дипломных работ выбирали на 4-5 курсе. Выпускные экзамены были насыщенными, так как 2-3 дисциплины объединялись в один экзамен. Распределение проходило главным образом по пароходствам Северо-Запада страны.

Заключение.

Сегодня морское образование трансформировалось, прежде всего, нарушен принцип единения теории и практики (несмотря на обилие компетенций). Учебных судов нет. Найти место практиканта в судоходных компаниях все сложнее. Таким образом, система морского образования низведена до - получения диплома о высшем образовании. Авторы считаю, что необходимо возродить Министерство морского флота. А управлять флотом должны профессионалы.

Морское образование: возвращение на круги своя// Морские вести России. - 2024. - № 5. - С. 12 (начало)

Морское образование: возвращение на круги своя// Морские вести России. - 2024. - № 6. - С. 14 (продолжение)

Возврат к списку

Поиск по сайту